Финансовые результаты группы «Аэрофлот»


25.07.2019

Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности за 2018 год.

Ключевые финансовые результаты

Млн руб., если не указано иное4К 20184К 2017Изм.12М 201812М 2017Изм.Выручка145 225   128 161     13,3%   611 570   532 934     14,8%EBITDAR  11 522     20 792    (44,6%)   122 479   121 808       0,6%Рентабельность EBITDAR    7,9%     16,2%(8,3) п.п.      20,0%     22,9%(2,9) п.п.EBITDA(13 591)       2 709—     33 598     56 015    (40,0%)Рентабельность EBITDA—       2,1%—       5,5%     10,5%(5,0) п.п.(Убыток) / прибыль за период(16 777)    (4 089)—       5 713     23 060    (75,2%)

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«В 2018 году Группа «Аэрофлот» перевезла 55,7 млн пассажиров, что на 11,1% больше, чем годом ранее. Рост операционных показателей, являющийся результатом развития сети и пополнения парка воздушных судов, сопровождался знаковыми событиями стратегического характера. Авиакомпания «Аэрофлот» перевела внутренние рейсы в новый современный терминал аэропорта Шереметьево, что позволило улучшить качество сервиса на земле. Авиакомпания «Россия» перевела регулярную программу полетов из Внуково в Шереметьево, что позволило улучшить стыкуемость с основной сетью «Аэрофлота». Авиакомпания «Победа» значительно ускорила темпы роста, что позволило расширить доступность бюджетного продукта. Наконец, важной вехой года стало обновление самих долгосрочных целей Группы на ближайшие пять лет.

Наиболее существенными факторами, повлиявшими на финансовые результаты Группы в 2018 году, стали беспрецедентно высокий рост средней стоимости керосина, а также ослабление курса рубля. Рост стоимости керосина по Группе «Аэрофлот» составил 36%, что при потребляемых объемах привело к дополнительным расходам в размере 48 млрд рублей. Обесценение рубля в ситуации, когда почти половина затрат Компании номинирована в иностранных валютах, создало дополнительное давление на финансовые результаты.

В этих условиях в дополнение к уже существующим программам повышения эффективности и снижения расходов была запущена специальная оптимизационная программа. Фокусом программы было не только непосредственное снижение расходов, но и активное управление емкостями и доходами. Эта программа показала свою высокую эффективность: удельные расходы за исключением топлива на кресло-километр по итогам года увеличились только на 0,8% несмотря на растущее курсовое давление на валютные статьи расходов. Таким образом, удалось ограничить рост общих удельных операционных расходов с учетом топлива на уровне 9,2%. В условиях, когда потребитель консервативно относится к расходам на путешествия, нам удалось, сохраняя уровень загрузки кресел на фактически стабильном уровне, обеспечить рост удельной пассажирской выручки на кресло-километр на уровне 4,9%.

Низкий сезон четвертого квартала характеризовался сохранением высокой стоимости керосина и избытком емкостей на рынке. Коррекция нефтяных котировок отразилась на стоимости керосина только в декабре, однако это влияние было ограниченным, а средняя цена керосина все равно находилась на уровне выше прошлого года. При этом, курсовое давление на операционные расходы в четвертом квартале не ослабло, а наоборот усилилось. Эти факторы объясняют увеличение убытка по итогам завершающего год квартала.

Читайте также  "Мы осторожны, чтобы не смешивать нашу профессиональную деятельность с политическими влияниями"

Таким образом, несмотря на рекордный рост стоимости керосина, сопровождавшийся девальвацией рубля, благодаря масштабной оптимизационной программе Группе удалось получить прибыль по итогам года в размере 5 713 млн рублей».

Основные производственные показатели

Показатель4К 20184К 2017Изм.12М 201812М 2017Изм.Пассажиропоток, тыс. чел.13 46211 789     14,2%55 71050 129     11,1%— международные перевозки5 9785 329     12,2%24 73722 550      9,7%— внутренние перевозки7 4836 460     15,8%30 97327 579     12,3%Пассажирооборот, млн пкм34 72330 84112,6%143 151130 2229,9%— международные перевозки20 52418 627     10,2%83 24977 034      8,1%— внутренние перевозки14 19912 214     16,3%59 90153 188     12,6%Предельныйпассажирооборот, млн ккм43 68238 457     13,6%173 075157 211     10,1%— международные перевозки26 66323 610     12,9%102 84393 429     10,1%— внутренние перевозки17 01914 847     14,6%70 23163 781     10,1%Занятость кресел, %79,5%80,2%(0,7) п.п.82,7%82,8%  (0,1) п.п.— международные перевозки77,0%78,9%(1,9) п.п.80,9%82,5%  (1,5) п.п.— внутренние перевозки83,4%82,3%    1,2 п.п.85,3%83,4%    1,9 п.п.

В 2018 году Группа «Аэрофлот» перевезла 55,7 млн пассажиров, что на 11,1% превышает результат прошлого года.

Выручка

Млн руб., если не указано иное4К 20184К 2017Изм.12М 201812М 2017Изм.Выручка от пассажирских перевозок   124 318107 888  15,2%   534 292   458 390 16,6%   в т.ч. регулярные перевозки   117 046 99 803 17,3%   496 454   427 52916,1%            чартерные перевозки       7 272   8 085(10,1%)     37 838     30 861 22,6%Выручка от грузовых перевозок       6 061    5 226 16,0%     18 900     16 526 14,4%Прочая выручка     14 846 15 047  (1,3%)     58 378     58 018   0,6%Выручка итого   145 225128 161  13,3%   611 570   532 934 14,8%

Выручка Группы «Аэрофлот» за 2018 год увеличилась на 14,8% по сравнению 2017 годом и составила611 570 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 16,1% по сравнению с прошлым годом и составила 496 454 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока. На динамику показателя также оказало влияние увеличение доходных ставок, прежде всего, на международных направлениях на фоне ослабления курса рубля к евро и соответствующей корректировки валютных доходов.

Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 22,6% по сравнению с прошлым годом, до 37 838 млн руб., прежде всего в связи с ростом удельной доходности данных перевозок, а также в связи с продолжающимся развитием чартерной программы авиакомпании «Россия».

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 14,4% по сравнению с прошлым годом, до 18 900 млн руб., на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 11,2%.

Прочая выручка увеличилась на 0,6% по сравнению с прошлым годом, до
58 378млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, который был в значительной степени компенсирован снижением доходов от обслуживания сторонних авиакомпаний, а также внедрением нового стандарта IFRS 15, повлиявшего на классификацию сервисных сборов за внесение изменений в бронирование между прочей выручкой и выручкой от регулярных пассажирских перевозок.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное4К 20184К 2017Изм.12М 201812М 2017Изм.Обслуживание воздушных судов и пассажиров   28 321     21 712     30,4%   108 589     96 418 12,6%Расходы на оплату труда   21 502     22 292      (3,5%)     82 817     82 801    0,0%Расходы по операционной аренде   25 113     18 083     38,9%     88 881     65 793  35,1%Техническое обслуживание воздушных судов    13 518     10 186     32,7%     45 527     36 433  25,0%Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы      9 265     12 293    (24,6%)     31 743     36 139(12,2%)Амортизация и таможенные пошлины      3 598       4 160    (13,5%)     13 941     15 604(10,7%)Прочие расходы   11 198       8 145     37,5%     38 551     36 650   5,2%Операционные расходы за искл. авиационного топлива  112 515     96 871      16,1%   410 049   369 838 10,9%Расходы на авиационное топливо    49 899     32 741     52,4%   181 864   122 685  48,2%Операционные расходы итого162 414   129 612      25,3%   591 913   492 523  20,2%

Читайте также  АР МАК сертифицировал салон для бизнес-джета SSJ 100

Расходы на авиационное топливо в 2018 году увеличились на 48,2% по сравнению с прошлым годом и составили 181 864 млн руб. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях на 36% по сравнению с предыдущим годом на фоне динамики стоимости нефти, а также увеличением объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 10,9% по сравнению с прошлым годом до 410 049 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 108 589 млн руб., увеличившись на 12,6% по сравнению с прошлым годом, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов. Оптимизация расходов на сервис сдержала рост данной статьи расходов.

Расходы на оплату труда остались на уровне прошлого года и составили 82 817 млн руб. Несмотря на рост расходов, связанных со значительным повышением заработной платы командиров воздушных судов с начала 2018 года (улучшение условий труда пилотов), а также с увеличением численности персонала, сопровождающим развитие Группы, удалось сдержать рост расходов по данной статье путем снижения вознаграждения руководящему составу, а также переоценки резерва на будущие выплаты по программе премирования.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 88 881 млн руб., увеличившись на 35,1% по сравнению с прошлым годом, что обусловлено в основном значительным расширением парка воздушных судов (увеличение количества воздушных судов в операционной аренде составило 47 самолетов или 16,8% по сравнению с 31 декабря 2017 года), а также ростом ставок LIBOR за 2018 год по сравнению с прошлым годом (в частности средняя трехмесячная ставка LIBOR увеличилась на 1,05 п.п. до 2,31%).

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 25,0% по сравнению с прошлым годом и составили 45 527 млн руб. Влияние на данную статью расходов оказало увеличение объема текущих работ по ремонтам, обусловленное расширением парка воздушных судов и разным составом проводимых периодических ремонтов в сравниваемых периодах, а также эффектом от курсовых разниц.  

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 12,2% по сравнению с прошлым годом, до 31 743 млн руб., что связано с реализацией программы по оптимизации затрат, в том числе на рекламу и маркетинг.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 10,7% по сравнению с прошлым годом, до13 941 млн руб., что связано в том числе с уменьшением количества самолетов в финансовом лизинге.

Читайте также  SSJ 100 debuts at JetExpo

Прочие расходы увеличились на 5,2% по сравнению с прошлым годом, до 38 551 млн руб., что связано с ростом комиссии банков, а также расходов на услуги связи и системы бронирования.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации и операционного лизинга (EBITDAR) составил 122 479           млн руб. при рентабельности 20,0%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное4К 20184К 2017Изм.12М 201812М 2017Изм.(Убыток) / прибыль от операционной деятельности(17 189)(1 451)11,8х     19 657     40 411(51,4%)Убыток от инвестиций, нетто    (686)      (36)19,1х        (689)        (144)  4,8хФинансовые доходы   853     7789,6%       4 164       7 127   (41,6%)Финансовые расходы(2 539)(1 894)34,1%   (7 904)    (8 225)    (3,9%)Реализация результата хеджирования(1 863)  (1 387)34,3%    (6 788)    (5 613)20,9%Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий        75        302,5х         254         170     49,4%Результат от выбытия дочерней компании   1 240       —              —         1 240            —              —  (Убыток) / прибыльдо налогообложения(20 109)  (3 960)5,1х       9 934     33 726  (70,5%)Налог на прибыль   3 332    (129)—   (4 221)  (10 666)  (60,4%)(Убыток) / прибыль за период(16 777)(4 089)4,1х       5 713     23 060  (75,2%)

Финансовые доходы за 2018 год снизились на 41,6% по сравнению прошлым годом, до 4 164 млн руб., что отражает уменьшение прибыли от курсовых разниц, а также общий тренд по снижению процентных ставок в российской экономике, определивший уменьшение процентных доходов от размещения свободных денежных средств.

Финансовые расходы снизились на 3,9% по сравнению с прошлым годом, до 7 904 млн руб., что преимущественно связано с сокращением расходов по процентам по займам, обусловленным значительным уменьшением долга в течение 2017 года.

Убыток от реализации результата хеджирования в сумме 6 788 млн руб. представляет собой реализованный результат хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте (обязательства по финансовому лизингу).

Чистая прибыль Группы «Аэрофлот» за 2018 год составила 5 713 млн руб. и снизилась по сравнению с прошлым годом на 75,2%. 

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное31.12.201831.12.2017ИзменениеКредиты и займы           3 4863 181           9,6%Финансовая аренда         93 224100 689          (7,4%)Пенсионные обязательства              908922          (1,5%)Общий долг         97 618104 792           (6,8%)Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции         30 14854 909         (45,1%)Чистый долг         67 47049 883          35,3%Чистый долг / EBITDA              2,0×0,9x—

Общий долг по состоянию на 31 декабря 2018 года снизился на 6,8% по сравнению с показателем на 31 декабря 2017 года и составил 97 618 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с уменьшением обязательств по финансовой аренде вследствие поэтапного вывода 11 воздушных судов и перевода нескольких воздушных судов в состав активов для перепродажи.

По состоянию на 31 декабря 2018 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 84,2 млрд руб.

Контакты для инвесторов:

Аэрофлот

Отдел по связям с инвесторами

+7 (495) 258-06-86

Related

Copyright © 2019. Заказ частного самолета, аренда частного самолета, vip чартер. Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки

Политика конфиденциальности